Вход Регистрация
  • Главная
  • О сайте
  • Виды театров
  • Профессии
  • Как устроен театр
  • Правила этикета
  • Форум
  • Каталог статей
    Главная » Статьи » Экспериментальный театр

    Саркисян К.Б. Театр птиц, или на полпути к пению в примарном тоне

       

      «Всё на земле живёт порукой круговой: созвездье, и земля, и человек, и птица…» (Арсений Тарковский). Вот об этой круговой поруке, или об этом удивительном родстве «человека и птицы» есть смысл подумать, когда «раскручиваются» звукоподражательные свойства речи, в которой могут быть «услышаны», в том числе и голоса птиц. 
       Мир природы наполнен подлинной музыкой, прекрасной и таинственной, очаровывающей, а иногда и пугающей. В нашем языке зафиксированы эти уникальные свойства звучащего мира. Музыке сфер внимали великие поэты древней Эллады. Но совсем необязательно быть поэтом, чтобы слышать музыку дождя, ветра, листьев, шуршащих под ногами. Грохочущий гром, плеск волн, ручьёв журчанье, весенняя капель – всё музыка. А живые обитатели «дикой» природы, которые на тысячи ладов мурлычут, квакают, кудахчут, тинькуют, кукуют, свистят, пищат, свиристят, хрюкают, рычат, гавкают, лают и т.д. Мировая симфония неумолчна, она созидается и созидает каждое мгновенье. Вершиной этого звукового «пира» является пение (песня как одна из форм певческого процесса), в которую органичным образом вплетаются все оттенки звукового космоса. При этом следует отметить, что только люди и птицы поют, только они наделены даром «пения». Есть такое знаменитое речение: птицы и цветы – единственное, что осталось на земле от рая, а «певческая музыка (будто продолжает эту мысль педагог-вокалист из Белорусии Тютюник) ничто иное, как плач людей о потерянном рае»…
       Разумеется, это всего лишь метафора, но нам следует признать, что пение является природным свойством человека. Пение предшествовало речи и органично вплетено в жизнь человека. И для очень многих народов петь, как дышать, жизненно необходимо. Петь, как поют птицы, просто и легко удаётся немногим. И мы отмечаем этих людей с их врождённым талантом или с великолепной выучкой. 
       Примарный тон голоса - это и есть наш природный голос, это самый удобный звук, не требующий физических усилий.

       Крупнейший европейский музыкант, органист, композитор, философ и глубоко религиозный человек Оливье Мессиан имел особое пристрастие к голосам птиц, чрезвычайно вольно имитируя их в своих произведениях. Так, в 1953 году он написал пьесу «Пробуждение птиц» для оркестра и фортепиано, а через 5 лет – огромный фортепианный цикл под названием «Каталог птиц». 
       Такого рода «документ» – исключительное явление в музыкальной культуре. Хотя к теме «птиц» неоднократно обращаются и композиторы, и поэты-песенники, и просто поэты. Все хоровые и вокальные «соловушки», «кукушки», «препёлочки», «чибисы», «голуби», «зимородки», «чайки» и «соколы-лебеди» в своей мелодической основе обнаруживают некое интонационное родство если не с «песнями» этих божьих созданий, то уж точно с эмоциональным, вернее душевным откликом на них. 
       Но нас интересует другой аспект этой волнующей темы. Так, выяснилось, что существуют «расшифровки» птичьих голосов, выполненные с той же тщательностью и любовью, с которой в фольклорных экспедициях записываются и расшифровываются песни, хранящиеся в памяти крестьян. Звукозапись, а точнее «звукопись» птичьих «песен» (не магнитофонная, а буквенная) была составлена наблюдательными и музыкально одарёнными людьми (они не всегда орнитологи, но всегда поэты в широком смысле слова), такими как Велимир Хлебников, Михаил Пришвин, Виталий Бианки, Василий Юровских. Вчитываясь и вслушиваясь в эти своеобразные транскрипции, адаптированные к речевым интонациям, можно попытаться найти им певческий эквивалент. Следует отметить, что приводимый нами «каталог» звукоимитаций из репертуара певчих птиц, местом обитания которых является Россия, далеко не полон.
       Столь экзотическое «пособие» является не более чем игрой, но большие и маленькие люди всегда ещё и «homo ludens», и потому с удовольствием включаются в эту игру.
       Креативность предлагаемой методики способствует созданию эффектных звукокомпозиций, и они получили широкую апробацию в исполнительской практике Самарского хорового театра Валерии Навротской (концерты проходили в Самаре, в Самарской области, в Москве, в Италии, Германии, Швецарии в 1991-1998 гг.), в хоре самарских хормейстеров «Людмила», на учебных хорах Института художественного образования. Кроме того, эта форма игры со звуками была использована в комплексной работе в группах семейной лого-психотерапии (руководитель проекта – доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ПИ РАО г. Москва Н.Л. Карпова; группы работали в Москве, Кинель-Черкассах, Отрадном, Самаре). Певческая практика подражания птичьим голосам может рассматриваться как особая технология, в которой отрабатываются разнообразные и далеко не стандартные «уклады» артикуляционного аппарата.
       Некоторые общие замечания и установки

    1. Каждый звуковой комплекс строится на повторе и на мелодической импровизации.
    2. Звуковысотность произвольна и обусловлена физическим комфортом работы речевого аппарата. 
    3. Тщательная «выделка» (артикуляционное оформление, про-го-ва-ри-ва-ни-е) каждой попевки служит усилению эффекта звуковой имитации. 

       Свободное чередование голосов (певцов) и попевок (звукоимитаций), свободное варьирование: линеарное, последовательное или произвольно-общее – «клястерное», создают эффект «птичьего грая».
       Здесь «работает» один из самых распространённых приёмов в обучении пению: «спой, как я тебе показываю» – вокальный показ педагога и повторение услышанного (звука, упражнения) учеником. В данном случае «звукоподражание» (в классическом лексиконе есть специальный термин – ономатопея) работает в режиме совместного поиска буквального соответствия «вокала» и «пра-песни» из «репертуара» певчих птиц, таких, к примеру, как перепела, иволги, воробьи, горихвостки, камышовые овсянки, сверчки, соловьи-невидимки, горлицы, полевые воробьи, чичевицы, синицы, кулики-чибисы, золотые овсянки. 
       В микропесенном подборе, составленном из отдельных звукоподражательных реплик, виртуозные комбинации согласных и гласных звуков с мелким, быстром губным говорком являются богатейшим полем интонационного фантазирования, в котором множество переливов, переборов, в том числе беззвучных ритмо-слоговых артикуляций шепотов, шепотков, особых скороговорок, мелодический смысл которых усваивается не сразу, но в процессе работы приходит «слышание» и «понимание» сущности подобного рода «высказываний».
       Итогом работы по предлагаемой методике может быть миниспектакль, в котором осуществляется готовность юных певцов к звуковым импровизациями: своеобразный «театр птиц». Ниже приводим краткий сценарий подобного «театра»… Пояснительный текст может быть озвучен Ведущим, а может остаться за пределом реального осуществления «мини-театрального» проекта под названием «Лесная сказка» Велимира Хлебникова.

    Сценарий «спектакля» прост и незатейлив. Центральная мысль: взаимопроникновение всех живущих на земле.
    Действующие лица: Славка, Вьюрок, Овсянка, Дубровник, Дятел, Пеночка и Лесное божество.
       

    А теперь «выпускаем» на волю птиц! Весёлая весенняя звонкоголосая кутерьма… Все певцы (солисты, ансамль, хор) – артисты и птиц. Роли расписаны Велимиром Хлебниковым. Поэт был наделён тем же даром, что и Франциск Азисский, который, как гласит легенда, понимал птичий язык. Великий русский поэт «читает» птичьи голоса, как книгу, и, что ещё важнее, свободно говорит и пишет на птичьем языке 

    Славка: Беботэу-вевять!
    Вьюрок: Тьерти-едигреди!
    Овсянка: Кри-ти-ти-ти, тии!
    Дубровник: Вьер-вэру-виру,   съек, съек, съек!
    Дятел: Тпрань, тпрань, тпрань, а-ань!
    Пеночка зелёная: Прынь, пцирэб, пцирэб! Пцирэб сэ,сэ,сэ!
    Славка: Беботэу-вевять!
    Лесное божество (с распущенными волнистыми волосами, с голубыми глазами, прижимает ребёнка):
    Но знаю я, пока живу,
    Что есть «УА» и есть –«АУ»...
    (Покрывает поцелуями голову ребёнка.)
    Славка: Беботэу-вевять!
       Практика показала, что, артикулируя различные звукосочетания, имитирующие птичьи голоса, мы пользуемся слуховыми ассоциациями, обращаясь к воображению певцов, тренируем артикуляционный аппарат, развиваем артистизм и свободу, и может быть, самое главное, мы настраиваем тонкое понимание органичности и взаимосоотнесённости всего и всех в этом мире
    Мы «пробуждаем» природное певческое начало юных исполнителей, вливаясь в «мировой оркестр» со своими песнями.

    Словарь птичьих «голосов»
    Ха-а-ша, спеть хочу!
    Тку ковры, тку ковры!
    Буду ткать, буду ткать!
    Спеть хочу, спеть хочу…
    Выткал, выткал я…
    Спать поди, спать поди! (из «песен» перепелов)

    Все, все-лю-би-те-е, все, все любите-е… (птаха-чечевица)

    Все ло-ви-те-е, Все ло-ви-те-е, Все ло-ви-те-е (чечевица)

    Все ло-ви-те-е, Все ло-ви-те-е, чо-чо-чо-чо… Все ло-ви-те-е, (соловей-невидимка)

    Фит-чур, фит-чур..
    юу-лит, юу-лит, юу-лит, юу-лит…
    Все-все –любите-е
    Все-все – любите-е, все-все – ловите-е (чечевица)

    Ты кто? Ты кто? Ты кто?
    По-кор-ми-ла тю-тю-ту (синица)

    Петь-пели-будем петь… пить-пили-будем пить… (щегол - писаный красавец)

    Ку-пи-ли, про-пи-ли, ку-пи-ли, про-пи-ли…(кулик)

    Ов-доть-тья, Ов-доть-тья, Ов-доть-тья (кулик, малый веретенник)

    Ко-о-ко-ко-ко-о (тетеря)

    Ты сияй, ты сияй! (лесной конек)

    Ты седая, ты седая, ты седая (иволга)

    Тю-ти-ви-тю-тю, тю-ти-ви-тю-тю (синичка)

    Чем-чем мы хуже? Ты седая, ты седая! (воробьи)

    Фып-филип, Фып-филип, Фып-филип (коростель)

    Фии-ють,фии-ють, пинь, пинк
    Фьюить-чуть-чуть (белобровая горихвостка)

    Ну-у-у, ну-у-у, ну-у-у (нежный шмель)

    Пти-пти-пти-пти, пти-пти-пью
    Ты кто? Ты кто? Ты кто? (смешной куличок)

    Чи-во – красиво?., чи—во –красиво?…(чечевица)

    Чи-во, чи-во, чи-во, чи-во (камышовая овсянка)

    Чу-у-шь…Чу-у-шь…Ты-ти-шше, Ты-ти-шше (тетерева)

    Чем? Чем мы хуже? Чем? Чем мы хуже? (воробьи)

    Зер-зер-зер-зер-зер (сверчки)

    Хто –хто-хто-о-там? Хто –хто-хто-о-там? (тетерева)

    Квох-ох, квох-ох, квох-ох, квох-ох (горлица)

    Фи-фи-фи…чо-че, чо-чи-че (полевые воробьи)

    По-кор-ми-ла… Тю-тю-то
    По-кор-ми-ла… Ви-тю-то (синица)

    Кувырк! Кувырк! Кувырк! (кулик-чибис)

    Живи-и-и! Жи-ви-и-и!
    Пи-пи-пью! (золотая овсянка)

    Пти-пти-пти-пти-пи, 
    Пти-пти-пти-пти-пи (камышовая овсянка)
    Все ло-ви-те-е.

     

    Категория: Экспериментальный театр | Добавил: dizygotheka (27.04.2015)
    Просмотров: 436 | Теги: словарь птичьих голосов, Мессиан, В. Хлебников, homo ludens, логопсихотерапия, театр птиц, примарный тон, В. Навротская | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Используются технологии uCoz
    Соц. сети:
    Знакомство детей с театром сделает их жизнь интересной, содержательной, наполненной глубокими и яркими впечатлениями.