Вход Регистрация
  • Главная
  • О сайте
  • История театра
  • Виды театров
  • Профессии
  • Как устроен театр
  • Поделки
  • Каталог статей
    Главная » Статьи » Внеурочная деятельность в школе

    Рабочая программа внеурочной деятельности кружковой работы «Весёлый театрал»

    Направленность программы кружка «Веселый театрал» по содержанию является художественно-эстетической, общекультурной, рассчитанной на 1 год.
    В основу проекта были положены следующие принципы:

    • принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
    • принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
    • принцип увлекательности – является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
    • принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу. Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
    • принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературного чтения и музыки, литературное чтение и живопись, изобразительное искусство и технология);
    • принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

    Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
    Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения.
    Нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении, способствует развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности), затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.
    Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
    Обучение по программе осуществляется с учётом основных принципов развивающего обучения: эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности, развитие познавательного интереса у ребёнка, развитие его психических функций, творческих способностей и личностных качеств.
    Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.
    Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием зоны ближайшего развития и метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов представляют собой основные методы развития познавательного интереса детей к театру.
    Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде
    доступной, образной и яркой проблемы. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются
    большой любознательностью, и поэтому любая ясно и доступно изложенная проблема сразу их
    «зажигает».
    Метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного характера) выступает
    ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа «в креативном поле» создаёт возможность поиска различных способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа.
    Основной целью программы по театральной деятельности является обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития школьника; воспитание творческой индивидуальности ребенка; пробуждение интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
    Задачи программы:

    • Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
    • Воспитание и развитие внутренней (воля, внимание, память, мышление, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма и темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
    • Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической и диалогической формы речи; обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
    • Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через театральные игры, упражнения актерского тренинга и игры, развивающие творческие способности младших школьников.
    • Знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов школьников через расширение представлений о театральных профессиях, о театральном здании и о видах театрального искусства.
    • Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры. Программа предназначена для детей 1-го класса. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю. Рассчитана на один год. Количество детей в группах 10-15 человек. Такое число занимающихся в группе позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

    Основная форма занятий – групповая. Программа предполагает и другие формы работы –
    индивидуальные и подгрупповые занятия, которые используются с целью отработки отдельных
    сцен спектаклей.

    Регулятивные УУД

    Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).
    Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
    Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.
    Осуществлять действия по реализации плана.
    Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с
    помощью учителя.
    Работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные
    средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).
    Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
    В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
    В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
    Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

    Познавательные УУД

    Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.
    Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
    Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть интернет).
    Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
    Выполнять универсальные логические действия:

    • выполнять анализ (выделение признаков),
    • производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
    • выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,
    • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
    • выстраивать логическую цепь рассуждений,
    • относить объекты к известным понятиям.

    Использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
    Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.

    Коммуникативные УУД

    Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
    Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
    При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
    Учиться критично относиться к собственному мнению.
    Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
    Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
    - вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
    - вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
    Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
    Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
    Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
     

    Тематическое планирование

    Поурочное планирование

    Программа состоит из четырех разделов.
    1. Культура и техника речи
    Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
    Все упражнения делятся на три вида:
    - Дыхательные и артикуляционные упражнения.
    - Дикционные и интонационные упражнения.
    - Творческие игры со словами.
    2. Театральная игра
    Направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
    Все игры этого раздела, условно делятся на два вида: - Общеразвивающие игры.
    - Специальные театральные игры.
    3. Основы театральной культуры
    Призван обеспечить условия для овладения детьми элементарными знаниями о театральном искусстве.
    4. Работа над спектаклем
    Несмотря на то, что в учебно-тематическом плане все содержание программы разбито на несколько разделов, педагог организует свою работу таким образом, чтобы на каждом занятии в той или иной мере отрабатывались и театральные игры, и речевые упражнения, и занятия по театральной культуре, и работа над пьесой и спектаклем. Такой подход позволяет эффективно включить учащихся в театрализованную деятельность.

    Ожидаемые (прогнозируемые) результаты обучения детей по программе:

    ЗНАЕТ:
    - виды театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный театры), главные театральные профессии;
    - особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусств, атрибуты театрального представления;
    - элементарную историю театра, театральные профессии;
    УМЕЕТ:
    - повторяя за педагогом, выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
    - произносить заданную фразу с разными интонациями;
    - создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений;
    - пользоваться жестами;
    - сочинять этюды по сказкам;
    - самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения; делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы;
    - читать наизусть стихотворения, правильно расставляя логические ударения;
    - создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
    - создавать образы с помощью жестов и мимики;
    - сочинять этюды с заданными обстоятельствами, действовать с воображаемыми предметами;
    - импровизировать на темы знакомых сказок;
    - выполнять различные комплексы артикуляционной гимнастики;
    - пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить
    ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;
    - создавать пластические импровизации на заданную тему;
    - выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах по-разному;
    - создавать образы разных живых существ и предметов через пластические возможности
    своего тела; 
    - сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
    ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
    - общения с партнером (одноклассником);
    - элементарного актерского мастерства;
    - образного восприятия окружающего мира;
    - коллективного творчества.

    1. КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ
    Дыхательная гимнастика проводится перед началом занятий. Гимнастика помогает при заболеваниях органов дыхания: риниты (хронический насморк), гаймориты, бронхиты, пневмонии, бронхиальная астма. Улучшается работа сердца (стенокардия, ИБС), нормализуется давление. Эта гимнастика отличается от всех существующих гимнастик прежде всего тем, что она тренирует не вдох и выдох (как традиционная), а только ВДОХ. Причём вдох шумный, резкий, короткий. При шумном коротком вдохе носом идёт активное насыщение коры головного мозга кислородом: ликвидируется спазм сосудов, исчезают хронические головные боли, улучшается память.
    Главные движения
    «Кошка». Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, куда вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.
    «Насос». Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох – в крайней точке наклона. Кончился наклон – кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений-вдохов это самое результативное. «Насос» особенно эффективен при заикании.
    «Обними плечи». Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая – левую подмышку, то есть чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: «Плечи помогают воздуху». Руки не уводите далеко от тела. Они рядом. Локти не разгибайте.
    «Большой маятник». Это движение слитное, похожее на маятник: «насос»- «обними плечи», «насос»-«обними плечи». Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле – вдох, наклон назад, руки обнимают плечи – тоже вдох. Вперед-назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.
    «Полуприседы». Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох.
     

    Игровые приемы при постановке дыхания (по рекомендации логопеда)

    Учимся правильно дышать, делать правильный вдох и выдох. Через неплотно сомкнутые губы (легкая улыбка) втягиваем воздух внутрь. Вдох быстрый, легкий, короткий, не напряженный. Выдох длинный, спокойный, легкий, ненапряженный.
    Запомнить! Плечи мы не поднимаем! Щёки мы не надуваем!
    1. «Задуй упрямую свечу». Ребенок держит в вытянутой руке полоску цветной бумаги. Это «свеча». Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Приоткрыть рот и втянуть воздух внутрь (губы в легкой улыбке). Помнить, вдох короткий, быстрый, легкий, ненапряженный, а выдох длинный, легкий, спокойный, ненапряженный. Затем начинаем медленно, постепенно выдыхать – «гасить свечу», произнося звук «ффффф». Каждое упражнение выполняется по 3-4 раза.
    2. «Песенки – загадки». Взрослый беззвучно артикулирует звуки: «А» – рот широко открыт, «О» – губки колечком, «У» – губки трубочкой, «И» – губки в улыбке.
    3. «Незнайка учит буквы». У взрослого – набор букв – карточки с гласными буквами красного цвета. Обыгрывается произношение на выдохе сначала одного звука – буквы, затем двух,
    т.е. за счет удлинения выдоха, а потом трех, четырех, и т.д. (а,о,у,э,ы,я,ё,ю,е,). Например: А, АО, АОУ, АОУЭ, АОУЭИЫ. Каждое упражнение выполняется по 3-4 раза.
    4. «Шину прокололи». Сделать легкий вдох (ощутить ладошкой надувшийся живот, «надули воздухом шину») и , выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине:
    «шшш», ощущая ладошкой втягивание живота.
    5. «Ворона». Выполнять стоя. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки вниз – выдох, произнося «кааар».
    6. «Жук». Выполнять стоя. Руки опущены вдоль туловища. Делая легкий, быстрый, короткий вдох, поднять руки в стороны до уровня плеч. Выдыхая, показать, как долго жужжит жук «жжж», одновременно опуская руки вниз. Каждое упражнение выполняется по 3-4 раза.
     

    Игры со скороговорками
    Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки – это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах.
    Разучивать скороговорки необходимо коллективно, начиная медленно, четко, активно произносить каждый слог, словно отбивая «мячик» от пола. Постепенно можно убыстрять темп. Полезно произносить скороговорки громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии, при этом приходится произносить слова преувеличенно четко, на хорошей опоре. Активизирует речевой аппарат произнесение скороговорок беззвучно, энергично шевеля губами (как глухонемые).
    1. «Испорченный телефон». Играют две команды. Капитан каждой получает свою скороговорку.
    Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и последний представитель которой лучше и точней произнесет ее вслух.
    2. «Ручной мяч». Ведущий подбрасывает мяч и называет имя какого-либо ребенка. Тот должен быстро подбежать, поймать мяч и произнести скороговорку и т.д.
    3. «Змейка с воротцами». Дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят через воротики,
    образованные двумя последними детьми. Тот ребенок, перед которым воротики захлопнулись, должен произнести любую скороговорку.
    Если он сделает это хорошо, воротики открываются и игра продолжается, в противном случае
    ребенок повторяет скороговорку еще раз.
    4. «Фраза по кругу». Дети, сидя по кругу, произносят одну и ту же фразу или скороговорку с
    различной интонацией; цель – отработка интонации.
    5. «Главное слово». Дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу. Скороговорки можно разучивать в движении, в различных позах, с мячом или со скакалкой.
    - Сшила Саша Сашке шапку.
    - Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
    - Шесть мышат в камышах шуршат.
    - Наш Полкан попал в капкан.
    - От топота копыт пыль по полю летит.

    Творческие игры со словами

    1. Объединение слов. Игра требует оперативности и некоторой эрудиции, а также проверит грамотность игроков. Написать существительное, составленное из 2 частей, каждая часть может быть самостоятельным словом: тюль-пан, фа-соль, под-вода. Части пишутся на листках и
    раздаются участникам игры. Каждый должен отыскать партнера. Выигрывает пара, которая
    это сделает быстрее всех.
    2. Словесный волейбол. Игроки встают в круг. Первый участник бросает мяч через центр и на-
    зывает при этом одно слово, существительное. Тот, кто поймал, добавляет к нему по смыслу глагол. Кто ошибся и говорит бессмыслицу, выбывает из игры.

    3. Чайник (англ. игра). Игроков от 10-20. Выбирают водящего, его высылают из комнаты. Затем все игроки придумывают несколько омонимов – слов, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. Например, бор (хим. элемент) и бор (лес). Когда водящий возвращается, каждый придумывает предложение, вставляя вместо загаданного слова «чайник». Водящий должен угадать слово.
    4. Телеграмма. Берется какое-нибудь слово. Например, аист. Каждый придумывает телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы, второе слово со второй буквы. (Антилопа исчезла в среду. Товарищи.)
    5. Закончи слово. Игра поможет увеличить словарный запас и улучшить грамотность. Все пары встают в одну линию друг за другом. Теперь тот, кто стоит в паре сзади, начинает произносить слово, например, само-… Если его партнер правильно заканчивает -лет, пара делает шаг вперед. Побеждает пара, которая первой достигнет финишной черты.
    6. Цепь ассоциаций. Все встают в круг. Первый участник произносит вслух два слова, например, «сейф» и «апельсин». Следующий по часовой стрелке вслух описывает образ, соединяющий второе слово с первым. Например: из открытого сейфа выкатился апельсин. Затем второй участник называет слово (яйцо). Третий игрок связывает второе слово с третьим (Под кожурой апельсина оказалось яйцо.). Так игра идет по кругу. В любой момент ведущий может сказать «Стоп!» и попросить того, на ком остановилась игра, повторить всю цепочку слов: сейф, апельсин, яйцо. Несправившийся выходит из игры.
    7. Три слова. Ведущий называет тройки слов. Задача игроков в каждой команде составить как можно больше предложений, включающих три слова. Побеждает команда, которой удалось придумать больше предложений с этой тройкой слов.
    8. Балда (2-4 чел). Начинающий пишет первую букву задуманного слова. Другой пишет перед этой буквой или после нее другую букву слова, которое, по его предположению, могло быть задумано первым игроком. Следующий игрок, в свою очередь, приписывает букву с любой стороны. Главное, чтобы, ставя новую букву, игрок всегда мог ответить, что за слово он подразумевает. Если он не может назвать слова, то сразу же проигрывает. Задача каждого из игроков заключается в том, чтобы слово закончилось не на нем. В этом случае он выигрывает, а его противнику записывается в столбик первая буква слова «балда» – б. Можно придумывать только слова нарицательные в именительном падеже.
    9. Расскажи сказку. Игра, которая будет интересна людям любого возраста. Сказки любимы всеми, многие с удовольствием придумывают свои сказочно-современные сюжеты. Казалось бы, что может быть необычного в такой игре? Но дело в том, что сказка рассказывается с конца.ФОРМА ИГРЫ: по цепочке (чем больше участников, тем длиннее сказка). Основное условие такое: сначала нужно сказать что-то новое, а затем повторить предыдущие реплики. Первый участник говорит обычную заключительную фразу сказки (например: «И жили они счастливо, и умерли в один день»). Следующий достраивает в двух-трех фразах те события, которые произошли перед этим: «И сыграли они пышную свадьбу. Родились у них красивые дети. И жили они счастливо, и умерли в один день». И так далее, пока сюжет сказки не доберется до последнего рассказчика. Последний участник дает название сказки и рассказывает ее от начала и до конца. В этой игре развивается память, умение сконцентрироваться и импровизировать, держать нить рассуждений, умение «достраивать» информацию.
    10. От топота копыт... Многократными исследованиями психологов подтвержден тот факт, что любая информация передается не только через содержание, но и через интонацию, жесты, мимику говорящего.

    ЗАДАНИЕ ГРУППЕ: представьте такую ситуацию: вы приходите в школу и узнаете, что рисования (физкультуры, математики) сегодня не будет. Попробуйте передать эту новость любому своему однокласснику при помощи жестов, мимики, так как текст, который вы произносите, - это известная пословица «от топота копыт пыль по полю летит». Интонация должна показать, радуетесь вы этому или нет. Передаем по цепочке. При выполнении этого задания происходит не просто обыгрывание воображаемой ситуации, но формируется умение эмоционально передавать информацию, интонационно обогащать ее.
    11. Слово из песни. В группе выбирается водящий, который покидает класс. Остальные участники выбирают песню (слова которой должны быть известны игроку-водящему). Каждый в кругу получает слово из песни. Например, 1 участник – «в лесу», 2 – «родилась», 3 – «елочка» и т. д. Возвращается водящий, чья роль заключается в том, чтобы отгадать задуманную песню. Водящий задает вопросы участникам, а те, отвечая на вопрос, обязательно должны вставить свое слово из песни: - Что ты делаешь сегодня вечером? - Хочу провести вечер в лесу, на природе. - Что ты сейчас читаешь? - Сейчас я разговариваю с тобой, но у меня родилась идея почитать Пушкина. Нужно узнать песню.

    Упражнения по культуре речи 

    Диалог и монолог
    Задание: прочитай правило.
    Монолог – это речь одного человека. Часть слова моно- означает «один».
    Диалог – это речь двух или нескольких людей. Часть слова диа- означает «два».
    Если из диалога исключить слова одного из говорящих, то речь потеряет смысл. Она будет бессмысленной и непонятной.
    1. Прочитай отрывок из книги Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города»
    — Спокойной ночи! — сказало чучело немного хриплым голосом. — Простите, я хотел ска-
    зать — добрый день!
    — Ты умеешь говорить? — удивилась Элли.
    — Не очень хорошо, — призналось чучело. —
    Ещё путаю некоторые слова, ведь меня недавно сделали. Как ты поживаешь?
    — Спасибо, хорошо! Скажи, нет ли у тебя заветного желания? —спросила девочка.
    — О, у меня целая куча желаний!
    — Какое из них самое заветное? — перебила Элли.
    — Чтобы меня посадили на кол.
    — Да ты и так сидишь на колу, — рассмеялась девочка.
    — А ведь и в самом деле, — согласилось чучело. — Видишь, какой я путник, то есть... Значит, меня нужно снять.
    Элли наклонила кол и, вцепившись (обеими/обоими) руками в чучело, стащила его.
    —Чрезвычайно сознателен, то есть..., — пропыхтело чучело, очутившись на земле.
    • Как ты думаешь, эту беседу можно назвать диалогом? Напиши, почему.
    • Почему говорящее чучело путало слова? Напиши, какие именно слова оно перепутало?
    • Вставь в тексте пропущенные слова, подходящие по смыслу. В случае затруднений пользуйся словами-подсказками. Их ещё называют «слова для справок».
    СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК
    Путаник — человек, который всё путает. Невнимательный человек. Признательный человек — благодарный за что-то.
    • Устно объясни смысл созвучных слов из текста. Подбери к ним и запиши родственные (однокоренные) слова.
    Путник — ,
    путаник — .
    • Что нужно знать о словах, чтобы не путать их в речи? Куда можно обратиться в случае затруднений? Напиши.
    2. Прочитай отрывок из стихотворения

    Был сынок у маменьки —
    Медвежонок маленький.
    В маму был фигурою —
    В медведицу бурую.
    Сыночек дисциплины
    Совсем не признает!
    Мать твердит:
    — Имей в виду —
    Так нельзя хватать еду!
    А он как начал чавкать,
    Измазался в меду.
    (А.Л. Барто)

    • Слово невежда обозначает человека необразованного, а словом невежа называют невежливого, некультурного человека. Как можно назвать медвежонка — «невежа» или «невежда»?
    Объясни свой выбор слова.• Составь предложения с этими словами.
    3. Объясни значения слов. В случае затруднений обратись к толковому словарю.
    Бережный и бережливый. Ветреный и ветряной. Зайти и войти.
    • Составь с каждым из слов словосочетание или предложение. Запиши.
    4. Объясни разницу в значениях слов ёлочный и еловый. В случае затруднений обратись к толковому словарю.
    • Прочитай, правильно употребив слово ёлочный или еловый в зависимости от смысла. Запиши словосочетания.
    Игрушки (еловые/ёлочные) —.........................
    Ветки (еловые/ёлочные) —..............................
    Роща (еловая/ёлочная) —................................
    Базар (еловый/ёлочный) —..............................
    Украшения (еловые/ёлочные) —.....................
    • Выдели суффиксы в словах ёлочный и еловый.
    5. Объясни разницу в значениях слов выходить и сходить. В случае затруднений обратись к толковому словарю. Запиши эти слова и разбери по составу.
    • Вставь слово сходить или выходить в зависимости от смысла. Запиши правильные словосочетания.
    (Сходить/выходить) из автобуса;
    ..................................с лестницы;
    ................................на следующей остановке;
    ..................................с трибуны.
    6. Прочитай, вставляя подходящее по смыслу слово из скобок. Запиши правильный вариант.
    Это может причинить...............(горе/радость).
    (Вперёд/сначала).....подумай, потом отвечай.
    Вы будете (сходить/выходить).........на следующей остановке?
    Быстрее (поезжай/ехай)..........и возвращайся.
    Ударение. Произношение слов
    7. Прочитай, делая правильное ударение в словах. Объясни значение выделенных слов.
    Косит косец, а зайчишка косит. Трусит трусишка, а ослик трусит.
    (Я. Козловский)
    • Поставь в выделенных словах ударение. Чем ещё, кроме ударения, различаются выделенные слова?
    8. Прочитай эти пары слов. Поставь в них ударение на разных слогах.
    Дорога — дорога. Попадать — попадать. Большая — большая.
    • Чем ещё, кроме ударения, различаются эти слова?
    • Составь и запиши предложения с подчёркнутыми словами.
    9. Прочитай вслух. Найди и подчеркни «лишнее» слово, отличающееся от других произношением.
    Нарочно, двоечник, отличник, яичница.
    • Объясни значение всех слов. Составь и запиши с каждым из них предложение.
    10. Произнеси правильно слова. Спиши и поставь ударение.
    Свекла, арахис (земляной орех), гусеница.
    • Подчеркни «лишнее» слово, отличающееся от других ударением. Объясни свой выбор.
    • Объясни значение каждого слова, пользуясь образцом. Запиши.
    ОБРАЗЕЦ. Репа — это растение. Бабочка — это насекомое.
    • Составь с каждым словом предложение, запиши и произнеси его несколько раз.
    11. Прочитай. Спиши и поставь в словах ударение.
    Щавель, шофер, шприцев, щипцов.
    • Подчеркни «лишнее» слово, отличающееся от других ударением. Объясни свой выбор.
    • Составь предложение с каждым словом и запиши его. Произнеси несколько раз выразительно.
    12. Прочитай вслух
    Дорога ложка к обеду. Дорога голова на плечах. Дорога тень, когда жарок день. (пословицы)

    2. ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА
    (этюды на выражение основных эмоций)

    Этюды этого раздела взяты из оригинальной методики М.И. Чистяковой. Этюды могут бытьполезны детям с задержкой психического развития, аутичным, с невротическими реакциями и состояниями, эмоционально расстроенным детям, страдающим малопрогредиентной шизофренией, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, а также всем детям с бедной выразительной моторикой.
    Общей целью этих этюдов является развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.
    Примечание. Содержание этюдов не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенная в этюде ситуация — это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему, с учетом эмоциональных особенностей и проблем каждого конкретного ребенка или группы.

    Этюды на выражение внимания, интереса и сосредоточения
    1. Собака принюхивается
    Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши поднялись, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.
    2. Что там происходит?
    Мальчики стояли в тесном кружке и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочке. «Что там происходит?» — подумала она, но ближе подойти не решилась.
    Выразительные движения. Голову поворачивать в сторону происходящего действия, пристальный взгляд. Поза. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая
    опущена вдоль тела.
    3. Любопытный
    По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил, и ему очень захотелось узнать,  что же лежит в сумке. Мужчина шел большими шагами и не замечал мальчика. А мальчик прямо-таки «прилип» к прохожему: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки около сумки, слегка потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всего-навсего две обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно махнул рукой, встал и не спеша пошел к своему дому.
    4. Сосредоточенность
    Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления на врага.
    Выразительные движения. Левой рукой упереться локтем о стол и поддерживать голову, наклоненную влево; указательным пальцем левой руки двигать по воображаемой карте.
    Мимика. Слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена.
    5. Раздумье
    Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?
    Во время этюда звучит музыка Д. Львова- Компанейца «Раздумье».
    Выразительные движения. Ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.

    Этюды на выражение удивления
    1. Удивление
    Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака. Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.
    2. Круглые глаза
    Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шел из школы. Я зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котенок».
    Ведущий предлагает детям показать, какие круглые глаз были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.

    Этюды на выражение удовольствия и радости
    1. Золотые капельки
    Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым.
    Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь.
    Выразительные движения. Голову запрокинуть, рот полуоткрыть, глаза закрыть, мышцы лица расслабить, плечи опустить.
    2. Ключ нашелся
    Мальчик учится в школе. Он приходит домой раньше своих родителей, поэтому у него есть свой ключ от квартиры. Вот и сейчас он достанет ключ, откроет дверь, войдет в свою комнату, положит портфель, быстро поест и пойдет гулять... Но где же ключ? Мальчик ищет его и в портфеле, и в карманах, и вокруг себя на полу... Нет ключа! Мальчик расстроился: мама и папа придут с работы поздно, да и попадет ему за потерю. Он пошел на улицу и стал искать там. Искал он долго и, когда уже собрался заплакать, вдруг увидел ключ под скамейкой (или висящим на веточке куста). Мальчик схватил ключ и от радости даже запрыгал вокруг скамейки, а потом вприпрыжку побежал домой.
    3. Негаданная радость
    В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:
    — Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы идем в цирк!
    Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились плясать вокруг мамы.
    Выразительные движения. 1. Прикусить нижнюю губу, поднять брови, улыбаться. 2. Смеяться, потирать руки одну о другую, причем одна рука может быть сжата в кулак. Можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.
    4. Правильное решение
    Ребенок вырос и стал геологом. Он ушел в экспедицию для того, чтобы найти красивый мрамор для отделки станции метро. Сейчас геологу надо пройти по бревну, переброшенному с одного берега на другой, над бурной горной речкой. Он смотрит с высокого берега на воду, и ему страшно. Но геолог решил перебороть страх. Он будет смотреть только вперед. Он смело ступает на бревно и благополучно переходит на другой берег. Теперь можно посмотреть вниз. Геолог доволен. Он чувствует себя очень сильным и смелым. Он рад, что принял правильное решение. Его лицо расцветает гордой улыбкой.
    (Ребенок может пройти по воображаемому бревну — начерченной мелом черте на полу или по скамейке.)
    5. Хорошее настроение
    Мама послала сына в булочную. «Купи печенье и конфеты, – сказала она. – Мы выпьем с тобой чай и пойдем в зоологический сад». Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение.
    Выразительные движения. Походка: быстрый шаг, иногда переходящий на подскоки.
    Мимика: улыбка.
    6. Ласка
    Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трётся головой о его руки.
    7. Вкусные конфеты
    У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и кладут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.Мимика: жевательные движения, улыбка.

    Этюды на выражение страдания и печали
    1. Ой, ой, животы болят
    Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы.
    Медвежата жалуются:
    Ой, ой, живот болит!
    Ой, ой, меня тошнит!
    Ой, мы яблок не хотим!
    Мы хвораем, Том и Тим!
    Выразительные движения: брови приподнять и сдвинуть, глаза прищурить; туловище согнуть, живот втянуть; руки прижать к животу.
    2. Старый гриб
    Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпки.
    Выразительные движения: стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.
    3. Остров плакс
    Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то
    одного, то другого, но все дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь.
    Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.

    Этюды на выражение отвращения и презрения
    1. Соленый чай
    Бабушка потеряла очки, и поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песку мелкую соль. 
    Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и, не глядя, положил в него две ложечки сахарного песку, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!
    Выразительные движения: голову наклонить назад, брови нахмурить, глаза сощурить, верхнюю губу подтянуть, нос сморщить – ребенок выглядит так, словно он подавился, и сплевывает.
    2. «Грязная» бумажка
    На полу в коридоре лежит «грязная» бумажка. Ее надо поднять и выбросить. Мальчик брезглив... Ему кажется, что эта бумажка из туалета.
    Наконец он пересиливает свое отвращение, берет бумажку кончиками двух пальцев и, отведя руку в сторону, относит ее в ведро для мусора. («Грязная» бумага делается из чистой, которая закрашивается акварельными красками в неопределенный цвет и затем мнется.
    Если брезгливый ребенок не решается ее поднять, то на следующем занятии он совместно с другими детьми изготовляет «грязную» бумагу сам, т. е. сам раскрашивает, мнет и бросает ее на пол. Затем проводится игра.) 
    3. Грязь
    Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к своему другу. Ему надо было перейти дорогу, где шли ремонтные работы и было все раскопано. Недавно прошел дождь, и на дороге было грязно и скользко. Мальчик шел осторожно, стараясь не пачкать ботинки.
    Выразительные движения: походка должна создавать впечатление, что ребенок идет по грязи, что он выбирает более чистое место.
    4. Девочка, наступившая на хлеб
    В одной из своих сказок Г.X. Андерсен рассказал о девочке Инге. Инге была прехорошенькой, но вместе с тем гордой и спесивой. Жила она у богатых людей, а мать у нее была бедной. Инге стыдилась бедности матери. Однажды послали навестить мать.
    «Инге нарядилась в самое лучшее платье, надела новые башмаки, приподняла платьице и осторожно пошла по дороге, стараясь не запачкать башмачков, — ну, за это упрекать нечего.
    Но вот тропинка свернула на болото, идти надо было по грязи. Не долго думая, Инге бросила в грязь свой хлеб, чтобы наступить на него и перейти лужу, не замочив ног. Но едва она ступила на хлеб одной ногой, а другую приподняла, собираясь шагнуть на сухое место, хлеб стал погружаться с нею все глубже и глубже в землю, — только черные пузыри пошли по луже!»
    Инге провалилась к Болотнице. Болотница жила на болоте и варила там пиво. «Помойка – светлый роскошный покой по сравнению с пивоварней Болотницы! От каждого чана разит так, что человека тошнит, а таких чанов видимо-невидимо, и стоят они плотно-плотно один возле другого; если же между некоторыми и отыщется щелочка, то тут сейчас же наткнешься на съежившихся в комочек мокрых жаб и жирных лягушек. Да, вот куда попала Инге! Очнувшись среди этого холодного, отвратительного живого месива, Инге задрожала и почувствовала, что ее тело начинает коченеть». Инге превратилась в каменную девочку.
    (Дети по очереди показывают позу каменной девочки и брезгливую гримасу на ее застывшем лице.)
    5. Гадкий утенок
    Дети вместе с ведущим вспоминают сказку Г.X. Андерсена «Гадкий утенок», затем разыгрывают эпизод на птичьем дворе, в котором птицы и человек демонстрируют свое презрительное и брезгливое отношение к утенку, который не был похож на других утят. Они считали его безобразным и гадким.
    «Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою».
    Утенок не выдержал пренебрежительного и враждебного отношения к себе. Он убежал через изгородь с птичьего двора.
    Выразительные движения: 1. Отвращение: голова откинута назад, брови нахмурены, глаза прищурены, ноздри раздуты и сморщены, углы губ опущены или, наоборот, верхняя губа подтягивается вверх. 2. Униженность: голова наклонена вниз, плечи сведены вперед.
    6. Дюймовочка у майских жуков
    Дети вместе с ведущим вспоминают сказку Г. X. Андерсена «Дюймовочка» и останавливают свое внимание на том эпизоде, в котором майский жук приносит Дюймовочку на дерево, где он жил.
    «Он (майский жук) уселся с крошкой на самый большой лист, покормил ее сладким цветочным соком и сказал, что она прелесть какая хорошенькая, хоть и совсем непохожа на майского жука.
    Потом к ним пришли с визитом другие майские жуки, которые жили на том же дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног, и жучки-барышни шевелили усиками и говорили:
    — У нее только две ножки! Жалко смотреть!
    — У нее нет усиков!
    — Какая у нее тонкая талия! Фи! Она совсем как человек! Как некрасиво! — сказали в один голос все жуки женского пола.
    Дюймовочка была премиленькая! Майскому жуку, который принес ее, она тоже понравилась сначала, а тут вдруг и он нашел, что она безобразная, и не захотел больше держать ее у себя — пусть идет, куда знает, слетел с нею с дерева и посадил на ромашку».
    Дети, взявшиеся изображать майских жуков, с презрением рассматривают девочку-Дюймовочку.
    Выразительные движения: смотреть сверху вниз; при этом голова откинута назад, брови приподняты, лицо вытянуто. Выражать пренебрежение движением: отстраняться, отходить от презираемого существа.

    Этюды на выражение гнева
    1. Гневная гиена
    Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка обессилит от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.
    Я страшная Гиена,
    Я гневная Гиена,
    От гнева на моих губах
    Всегда вскипает пена.
    Выразительные движения: усиленная жестикуляция. Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.
    2. Разъяренная медведица
    На лесной полянке мальчик увидел маленького медвежонка. Медвежонок подбежал к мальчику и стал хватать его за ноги передними лапами, как бы приглашая поиграть с ним. Медвежонок был смешным и веселым. Почему бы с таким пушистым несмышленышем и не поиграть? Вдруг послышалось какое-то громкое урчание, и мальчик увидел, что на него, поднявшись на задние лапы, идет медведица. Мальчик подбежал к большому дереву и быстро влез на него. Медведица не полезла на дерево за мальчиком, а стала яростно царапать ствол когтями, рычать, злобно глядя на мальчика. Вдруг где-то
    далеко заскулил медвежонок. Медведица оставила дерево и побежала выручать медвежонка теперь уже из настоящей беды. Мальчик еще немного посидел на дереве, потом спустился и побежал домой.
    Выразительные движения: ярость, сдвинутые брови, оттопыренные губы, сморщенный нос, рычание, тело дрожит, усиленная жестикуляция.
    3. Два сердитых мальчика
    Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся...

    Этюды на выражение страха
    1. Собака лает и хватает за пятки 
    Ребенок гуляет. Мимо на поводке идет собака. Она лает на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног.
    2. Страх
    Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь... Вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда?
    Выразительные движения: голову откинуть назад и втянуть в плечи. Мимика: брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.
    3. Момент отчаяния
    Ребенок приехал с родителями в чужой город. На вокзале он отстал от них. Мальчик вышел на привокзальную площадь. Он в смятении, не знает, куда идти.
    Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую.
    4. Ночные звуки
    Утенок убежал с птичьего двора. Ночь застала его в лесу. К тому же испортилась погода. Пошел дождь. Поднялся ветер. Деревья громко скрипели и гнули ветви под напором ветра почти до
    земли, а утенку казалось, что его хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликались филины, утенок думал, что это кто-то кричит от боли. Долго метался утенок по лесу, пока нашел себе местечко, где можно было спрятаться.

    Этюды на выражение вины и стыда
    1. Провинившийся
    Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину. Выразительные движения:
    голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты; ноги прямые, пятки сдвинуты; руки висят вдоль тела. Мимика: брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.
    2. Стыдно
    Мальчик Коля случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался, что мама его накажет. Коля сказал, что переключатель крутил его маленький брат. Брата наказали. Старшему брату стало очень стыдно.
    Выразительные движения: голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.

    Ролевая гимнастика 

    Направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление.

    1. Рассказать известное стихотворение следующим образом: шепотом; с пулеметной очередью; со скоростью улитки; как робот; как иностранец.
    2. Походить как: младенец; глубокий старик; лев.
    3. Улыбнуться как: кот на солнышке; само солнышко.
    4. Посидеть как: пчела на цветке; наездник на лошади; Карабас-Барабас.
    5. Попрыгать как: кузнечик; козлик; кенгуру.
    6. Нахмуриться как: осенняя туча; рассерженная мама; разъяренный лев.

    3. ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА
    (основы театральной культуры и работа над спектаклем)

    Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть застенчивость и зажатость.
    Основные этапы работы:

    1. Знакомство с текстом и его освоение.
    2. Обсуждение прочитанного в группе.
    3. Распределение ролей.
    4. Разучивание ролей.
    5. Репетиции.
    6. Постановка спектакля.

    Алгоритм работы с напарником при знакомстве с текстом

    1. Проработайте с напарником 1-й абзац по вопроснику.
    2. Смени напарника.
    3. Расскажи напарнику, что нового ты узнал о характере героя в предыдущем абзаце.
    4. Выслушай напарника, что нового он узнал о характере героя в предыдущем абзаце.
    5. Проработайте со вторым напарником 2-й абзац. И т. д.

    Вопросник для проработки абзаца при знакомстве с текстом

    1. Выразительно прочтите абзац вслух по очереди.
    2. Какие слова в этом абзаце вам незнакомы? Объясните их.
    3. О ком говорится в абзаце?
    4. Какие черты характера героя (героев) раскрываются в этом абзаце (доброта, сердечность, находчивость, трудолюбие, заботливость, смекалка. Добавьте что-нибудь своё).
    5. Как бы вы описали героев этого абзаца в данной ситуации?

    После краткого инструктажа ученики приступают к работе. Её целью является углубление понимания текста, отработка навыков выразительного чтения. Работая по вопроснику в паре, дети ярче представляют облик персонажей сказки, рассуждают, какие черты характера героев раскрываются, какие чувства испытывают персонажи в той или иной ситуации.
    После того, как работа в парах сменного состава закончена, организовывается обсуждение прочитанного в группе. В ходе данной работы дети учатся анализировать героев, устанавливать характерные для них черты, мотивы их поведения, выявлять авторское отношение к ним. Ученики обсуждают своё отношение к поступкам персонажей, отмечают изобразительные средства, используемые автором (работа с цветовыми гаммами).
    После работы в парах сменного состава и обсуждения прочитанного уже достаточно ясно, кому из учеников лучше удастся та или иная роль. Итак, следующий этап – это распределение ролей.
    Теперь необходимо работать над выразительностью чтения. С этой целью, а также для заучивания ролей можно вновь поработать в парах сменного состава.

    Алгоритм работы с напарником (при работе над выразительным чтением ролей)

    1.  Выразительно прочти напарнику свою роль.
    2. Послушай замечания и рекомендации напарника по поводу своего чтения (выразительно  ли ты читаешь, соблюдаешь ли паузы и так далее).
    3. Выслушай, как будет читать свою роль твой напарник.
    4. Выскажи своему напарнику замечания и рекомендации по поводу его чтения.
    5. Смени напарника.
    6. Расскажи напарнику, какие пожелания ты получил в предыдущей паре.
    7. Выслушай, какие пожелания получил в предыдущей паре твой напарник.

    Кроме того, ребятам предоставляется возможность самостоятельно готовиться к выразительному чтению, учить свою роль.

    По ходу разучивания ролей проводятся занятия-репетиции, на которых педагог добивается от учеников эмоционального, громкого, чёткого чтения ролей. Здесь мы обсуждаем с учениками, какие жесты, мимика окажутся уместными, чтобы показать, что чувствует герой, что им движет, какие детали в облике, интонации актёра могут подчеркнуть присущие персонажу черты характера.
    После серии репетиций наступает завершающий этап работы. Маленькие актёры представляют остальным ученикам учебной группы спектакль, который и является формой контроля за проделанной работой. 

     

    СИЛАНТЬЕВА ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА,
    учитель начальных классов МБОУ СОШ № 55 г.о. Самара

     

    Впервые опубликовано в сетевом журнале для педагогов "Методическая платформа"

    Категория: Внеурочная деятельность в школе | Добавил: dizygotheka (07.06.2017)
    Просмотров: 92 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Используются технологии uCoz
    Соц. сети:
    Знакомство детей с театром сделает их жизнь интересной, содержательной, наполненной глубокими и яркими впечатлениями.